«Бог миловал – остался жив».  О командире эскадрильи связи Демченко Николае Георгиевиче

редактор

«В армейской газете «Защитник Родины» от 28 декабря 1945 года на первой странице газеты фотография и короткая информация «Герой нашей части». Читаем: «Прославленный летчик, краснознаменовец капитан Демченко много раз летал на своем «ПО-2» над расположением противника, ведя разведку, устанавливая связь с передовыми танковыми частями наших гвардейцев и суворовцев. Сейчас капитан Демченко командует эскадрильей, учит летному делу своих подчиненных».

Николай Георгиевич Демченко – 1912 года рождения, уроженец Москвы, из рабочих. До войны получил полное среднее образование, закончил Тамбовский аэроклуб и 2-ю объединенную школу пилотов и авиатехников. В ВВС Красной Армии с июня 1941 года. С августа 1942 года Н.Г. Демченко – пилот, командир звена 13-й отдельной авиаэскадрильи связи 994-го легкобомбардировочного авиаполка. Основная задача эскадрильи и ее командира – поддержание устойчивой постоянной связи с отдельными передовыми частями ГТА (пятой гвардейской танковой армии). Кроме того, днем разведка, а ночью бомбардировка переднего края противника. Высокое качество крыло и аэродинамики «ПО-2»и «Р-5» позволяли на планировании бесшумно, небольшими группами в 3-5 самолетов появляться над позициями противника сбрасывать коммулятивные, осколочные и зажигательные авиабомбы в большом количестве. Бомбы сбрасывались на скопления танковых колонн, различных транспортных средств, живой силы, аэродромы, арткомплексы, склады с боеприпасами и ГСМ. Обстоятельства иногда складывались таким образом, что для отдыха и сна просто не хватало времени. За Николаем Георгиевичем фашистские стервятники устраивали настоящую охоту, и ему неоднократно приходилось уходить от них, прикрываясь складками местности, оврагами, просеками. Бог миловал – остался жив. Дошел до Берлина, там встретил День Победы.

Командир 13-й отдельной авиаэскадрильи связи 994-го отдельного авиационного Краснознаменного ордена Александра Невского полка связи Демченко во время войны совершил 2403 самолетовылета, пробыл в воздухе 1814 часов. Цифры ошеломляют: как все это можно выдержать обыкновенному человеку?  Оказывается, все нормально, по стандартам советского человека».

Из публикации «Командир эскадрильи связи» в Котовской городской газете «Наш вестник» № 73 — 76 от 7 – 13 мая 2007 года.